Механизированная сварка представляет собой дуговую сварку, в процессе которой подача электрода, преобразованного путем плавления в присадочный металл или перемещение дуги выполняются с помощью управляемых машин и механизмов. С ее помощью специалист по металлу производит стыковые, угловые, тавровые и иные швы.
Содержание
- 1 Нормативные акты, используемые при проведении сварных работ
- 2 Область использования
- 3 Виды
- 4 Технология механизированной обработки
- 5 Технология частично механизированной сварки
- 6 Сварочное оборудование
- 7 Механизированная сварка под флюсом
- 8 Недостатки швов
- 9 Механизированное производство швов: плюсы и минусы
Нормативные акты, используемые при проведении сварных работ
Перечень основных Государственных стандартов, посвященных механизированной сварке, включает:
- ГОСТ 2601-84 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий;
- ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры;
- ГОСТ 19521-74 Сварка металлов. Классификация;
- ГОСТ 3.1705-81 Единая система технологической документации. Правила записи операций и переходов. Сварка;
- ГОСТ 11969-79 Сварка плавлением. Основные положения и их обозначения;
- ГОСТ 29273-92 Свариваемость. Определение;
- ГОСТ 30430-96 Сварка дуговая конструкционных чугунов. Требования к технологическому процессу;
- ГОСТ 2.312-72 Единая система конструкторской документации. Условные изображения и обозначения швов сварных соединений;
- ГОСТ Р ИСО 17659-2009 Сварка. Термины многоязычные для сварных соединений;
- ГОСТ Р ИСО 857-1-2009 Сварка и родственные процессы. Словарь. Часть 1. Процессы сварки металлов. Термины и определения;
- ГОСТ 8713-79 Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
Область использования
Данный вид технологических работ широко используется при производстве:
- корпусов судов, узлов и заготовок в судостроении;
- резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов;
- стальных труб и магистральных трубопроводов;
- металлических и железобетонных конструкций в строительстве;
- отдельных частей автомобиля в автомобильной промышленности;
- мостов;
- бытовых металлических изделий (ворота, ограды);
- при ремонте сельскохозяйственной и автомобильной техники и др.
Виды
Механизированная сварка — это вид сварочных работ, где все ключевые манипуляции, кроме погрузки и разгрузки изделий, выполняются в автоматическом режиме.
Частично механизированная — представляет собой металлообработку, где в ручном режиме осуществляется передвижение горелки и заготовки, погрузка и разгрузка изделий, а проволока поступает механически.
Технология механизированной обработки
Сначала обрабатываемые поверхности подготавливают. Проводят правку для устранения деформаций проката, наносят разметку, выполняют резку металла и обработку кромок. Края подвергают механической обработке абразивными материалами (инструментами) высокой твердости.
Далее выбирают режим сварки. Определяют силу, род и полярность тока, напряжение дуги, скорость сварки, температуру окружающей среды, число проходов, пространственное положение шва.
К электроду подводят электроэнергию, а обрабатываемое изделие заземляют для возбуждения и поддержания дуги. При соприкосновении этих объектов возникает сварочный ток. Под воздействием нагрева металл электрода и кромка изделия плавятся. Расплавленные частицы одного и другого вещества попадают в сварочную ванну, где происходит их смешивание в единую массу. При этом образуется расплавленный шлак, который поднимается на поверхность и образует защитную пленку. Затвердевание металла способствует образованию сварного шва.
На качество места соединения влияет наличие воздуха. Чтобы шов оставался прочным, локацию обрабатывают защитным газом, образующимся при сгорании углерода, или флюсом.
Технология частично механизированной сварки
Частично механизированная сварка предполагает ручное перемещение горелки и (или) заготовки и осуществление погрузки и разгрузки деталей. А вот подача присадочного металла происходит механическим способом. Возможна ручная регулировка сварочных параметров.
Существуют левый и правый способ газовой сварки. Левый способ заключается в перемещении горелки справа налево, при этом также передвигается перед пламенем присадочный пруток. В идеале движение должно носить зигзагообразный характер, перпендикулярный шву.
Правая сварка подразумевает прямолинейное перемещение горелки слева направо. Пламя расположено перед прутком и направлено в сторону расплавленной ванны. Металлический шов остывает не так быстро, как в первом случае. Из-за этого прочность соединения и производительность работ повышаются, а расход газа уменьшается.
Сварочное оборудование
Производство сварных швов реализуется с помощью автоматических и полуавтоматических аппаратов.
Автоматический прибор включает в себя:
- газовый редуктор;
- баллон с кислотами;
- подогреватель;
- осушитель.
Главным элементом автомата является сварочная головка. От того, с какой скоростью (постоянной или переменной) она подает электродную проволоку, зависит скорость плавления.
Полуавтомат обеспечивает подачу проволоки механическим способом. Перемещение дуги по направлению шва реализуется ручным управлением.
Полуавтоматическая техника включает в себя:
- электродержатель;
- кассеты;
- шкаф управления;
- сварочную горелку;
- источник питания;
- провод.
Основным элементом механизма является электродержатель. Он сохраняет электрод в определенном положении и обеспечивает подачу тока в зону сварки. Активация дуги происходит посредством замыкания или пусковой кнопки, расположенной на рукояти держателя.
Механизированная сварка под флюсом
Флюс – это порошкообразное вещество для сварки, соответствующее ГОСТ 8713-79. Своими свойствами он напоминает электродное покрытие, а основным веществом является силикатный марганец.
Флюс бывает плавленым и неплавленым. К первым относятся вещества, прошедшие высокотемпературную обработку в печах. Ко вторым причислены флюсы керамического происхождения и порошки, спекшиеся и раздробленные до определенного размера.
Чаще всего сварка под флюсом используется при соединении высоколегированной и нержавеющей стали, алюминиевых и медных сплавов.
Недостатки швов
Дефекты сварочных швов возникают вследствие:
- дифференциального нагрева металлического изделия;
- усадки расплавленного вещества;
- структурных изменений в химическом элементе.
Для предотвращения несовершенства сварки детали закрепляют в специальных инструментах. Этот вариант идеально годится для вязких составов, которые не вызывают образование трещин.
Некоторые сварщики используют метод обратной деформации или метод полного (частичного) устранения внутренних напряжений.
Классический случай устранения недостатков – термическая обработка посредством высокого отпуска. Изделие нагревают до 650°С и после недолгой выдержки медленно охлаждают.
Механизированное производство швов: плюсы и минусы
К преимуществам относят отличное качество готовых изделий, высокую скорость металлообработки, экономию металла (например, в сравнении с заклепочным соединением), снижение стоимости, связанную с уменьшением трудоемкости подготовительных работ. Вес сварной конструкции легче литой или клепаной.
К отрицательным качествам относится высокое энергопотребление сварочных работ и расходных материалов.