Арматурный каркас для фундамента: вязать или сваривать – преимущества, недостатки, технология

Выбор способа скрепления арматурного каркаса фундамента перед заливкой зависит от высоты здания, нагрузки на основание, размеров строения в длину, ширину и даже от того, какая почва под ним.

Вязка или сварка арматуры для каркаса фундамента

Проекты малоэтажного строительства в твёрдых несыпучих грунтах не предусматривают заливные фундаменты. В выровненный котлован укладываются фундаментные подушки, поверх – один или несколько рядов бетонных блоков, внутри которых металла нет, только петли для захвата краном.

Но если строение стоит на подвижном или сыпучем основании, или застройщик экономит на оплате автокрана, ленточный или столбчатый фундамент – надёжное и практичное решение. А для высотных домов бетонное основание с арматурным каркасом – необходимость: на блоках высотка не устоит.

В первом случае для скрепления подойдут и вязка, и сварка. Чтобы проиллюстрировать, для чего закладывают арматуру в бетон, приведём в пример плиту перекрытия. Перед заливкой бетона в форму кладут пространственный «скелет» из металлических стержней. Главную роль играют продольные прутья, поперечные служат для скрепления и неподвижности продольных при заливке.

Арматура
Схема сварки арматуры для фундамента

Над головой, если вы в капитальном здании, плита перекрытия. Концы лежат на стене, захват – 10-15 см, остальная часть свободно висит, но не падает: арматура работает на растяжение, бетон – на сжатие. Также и в фундаменте. Таким образом, в плите каркас скреплён вязальной проволокой, сварка ослабит конструкцию.

арматура
Схема вязки арматуры

Преимущества и недостатки каждого из способов

Оба метода имеют свои плюсы и минусы.

Преимущества вязки:

  • не нарушается структура металла в месте нагрева, что важно для фундамента, рассчитанного на большую нагрузку;
  • ниже себестоимость работы – проволока дешевле, чем электроды.

Недостатки вязки:

  • относительная подвижность каркаса, что создаёт сложности при сборке крупных конструкций;
  • большие по сравнению со сваркой трудозатраты.

Плюсы сварного соединения:

  • жёсткость конструкции в собранном виде;
  • практичность и скорость при сборке пространственных больших арматурных сеток.

Минусы сварного соединения:

  • необходимость в источнике электрического тока и сварочном аппарате;
  • применение арматуры диаметром более 10 мм, чтобы исключить пережог металла;
  • снижение прочностных свойств в результате нарушения структуры стали в месте сплавления.

Чтобы нивелировать последний из перечисленных недостатков, применяют прутки толще 12 мм. Сварку ведёт квалифицированный сварщик электродами меньших, чем обычно для прутков такого сечения, диаметров. Используют арматуру из нелегированной малоуглеродистой стали первого класса.

К тому же сварные каркасы применяют при строительстве на устойчивых грунтах.

Технология сварки арматуры для фундамента

Сборку арматурной конструкции начинают с заготовки металла:

  1. Нарезают куски нужной длины, согласно проекту. Стандартная величина рифлёного прутка заводского изготовления 6 метров, если требуются отрезки большей протяжённости – сваривают, меньшей – режут. Резать можно и с помощью сварочного аппарата, но это слишком дорогой способ, быстрей и дешевле – болгаркой или гильотиной.
  2. Зачищают заготовки от грязи и пыли. Коррозию тоже счищают, но технически это трудоёмкий и затратный процесс. Арматура с завода приходит чистая, а отдельные куски с коррозией проще использовать в других целях.
  3. Собирают и сваривают горизонтальные части.
  4. Устанавливают и прихватывают вертикальные стержни.
  5. В опалубке или в траншее, если опалубку собирают после установки каркаса, из горизонтальных частей сваривают объёмную конструкцию.

Стержни сплавляют четырьмя способами:

  • встык;
  • внахлёст;
  • крестообразно;
  • в виде тавра.

Распространённые – внахлёст и накрест, другие два используют реже, если первыми двумя невозможно: тавровый и стыковой виды соединения недостаточно прочны на изгиб.

Если электрод прилипает к металлу, повышают силу тока на аппарате. Если прожигает или создаёт большую сварочную ванну – ток понижают, применяют меньший по диаметру электрод.

После сварки соединение проверяют визуально, отбивают со швов окалину. Недопустимы трещины на металле, сквозной прожиг прутка, провар арматуры в поперечнике.


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Ануфриенок Константин / автор статьи
Сварщик: 7 разряд, опыт ручной дуговой, аргоно-дуговой, газовой сварки — 14 лет, наличие удостоверения НАКС НГДО, ОХНВП, КО.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Elsvarkin.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *